По материалам статьи «Carbon Funds: An Innovative Tool Towards A Decarbonised Economy» Julie Pelcé, Senior Associate, CMS.
Executive summary
В условиях срочности изменения климата финансовый сектор осознает свою ключевую роль в переходе к устойчивой экономике. Это отражается в растущем числе устойчивых инвестиционных продуктов, соответствующих спросу инвесторов. Углеродные фонды становятся перспективным инструментом финансирования декарбонизации, интегрируя углеродные кредиты в свои инвестиционные стратегии.
Обзор углеродных кредитов
Углеродные кредиты представляют собой рыночную систему компенсации выбросов, генерируемую проверенными проектами, которые соблюдают международные стандарты. Эти кредиты торгуются как на обязательных (например, в рамках ЕС), так и на добровольных углеродных рынках (VCM). Ожидается, что рынок VCM вырастет в 15 раз к 2030 году и в 100 раз к 2050 году.
Инвестиционные возможности
Интерес инвесторов к добровольным углеродным кредитам обусловлен потребностью в компенсации выбросов и достижении целей устойчивого развития. Углеродные фонды направляют капитал в проекты на основе природы, создавая углеродные кредиты, что позволяет инвесторам сочетать экологические и финансовые интересы.
Вызовы и управление рисками
Создание углеродных фондов связано с нормативными рисками из-за разрозненных правил и отсутствия единых стандартов проверки. Необходимы эффективные механизмы управления и партнерство с разработчиками проектов для обеспечения высококачественных сертифицированных углеродных кредитов.
Основная статья
Учитывая срочность изменения климата, участники финансового сектора осознают решающую роль, которую они могут сыграть в переходе к устойчивой экономике. Это отражается в количестве новых устойчивых продуктов, совпадающих с соответствующим спросом инвесторов. Индустрия инвестиционных фондов, все больше задумываясь о проблемах устойчивого развития, также обращается к инновационным решениям для финансирования декарбонизации, в том числе путем интеграции углеродных кредитов в свою инвестиционную стратегию и структуру.
Углеродные кредиты — это рыночная система компенсации выбросов углерода, возникающая в результате деятельности, которая компенсирует выбросы углекислого газа или парниковых газов, обеспечивая сокращение выбросов, предотвращение или секвестрацию. Углеродные кредиты генерируются проверенными проектами, которые следуют международным стандартам и подлежат системе проверки.
Их можно купить или продать через «обязательный углеродный рынок», например, через европейскую систему торговли квотами на сокращение выбросов или «добровольный углеродный рынок» (VCM). В отличие от «обязательного углеродного рынка», VCM объединяет субъектов, осуществляющих виды деятельности и операции, которые сокращают количество углерода в атмосфере, вместе с корпорациями и частными лицами, стремящимися сократить, избежать или устранить свой углеродный след, хотя по закону они не обязаны этого делать.
С учетом значительного интереса ожидается, что рынки углеродных кредитов, вырастут примерно на 40 процентов в период с 2022 по 2027 год, при этом ожидается увеличение спроса на углеродные кредиты в 15 или более раз к 2030 году и в 100 раз к 2050 году [1]. Особый интерес представляет VCM, который обеспечивает гибкость в плане сроков, выбора проектов, ценообразования и местоположений, а также поощряет разработку инновационных проектов углеродных кредитов. Кроме того, ожидается, что VCM вырастет с двух миллиардов долларов США в 2020 году до 250 миллиардов долларов США в 2050 году [2].
Сегодня наблюдается заметный интерес инвесторов к добровольным углеродным кредитам, что объясняется необходимостью компенсировать выбросы углерода, достичь своих целей в области устойчивого развития или инвестировать в стабильное ценообразование углеродных кредитов, одновременно оказывая положительное влияние на окружающую среду.
В этом контексте Европа, стала свидетелем появления нового типа инвестиционных продуктов, называемых «углеродными фондами». Цель углеродных фондов — направлять капитал в экологически выгодные проекты, которые обычно являются решениями, основанными на природе, и разнообразны по секторам и географическим регионам. В отличие от фондов, инвестирующих в углеродные кредиты, углеродные фонды являются инвестиционными инструментами, которые инвестируют в проекты, генерирующие компенсацию выбросов углерода в атмосферу и генерирующие углеродные кредиты, с целью распределения этих углеродных кредитов среди своих инвесторов.
Углеродные фонды открывают уникальные возможности для инвесторов, предоставляя им доступ к растущему VCM.
Углеродные кредиты, генерируемые и распределяемые углеродными фондами, позволяют инвесторам согласовывать свои инвестиции с целями устойчивого развития или целями по сокращению выбросов углерода, гарантируя им положительное воздействие на окружающую среду и гарантированную финансовую прибыль.
Как и в случае с любым проектом по углеродным кредитам, существует процесс проверки и сертификации углеродных кредитов, который повышает доверие к влиянию, которое углеродный фонд, по его утверждениям, оказывает на окружающую среду. Этот процесс обычно выполняется разработчиками проекта, которые отвечают за измерение углеродного воздействия базовых проектов и должны предоставить доказательства сокращения выбросов углерода с помощью данных мониторинга, отчетов по проектам и другой информации, необходимой для стороннего органа по валидации, чтобы подтвердить проект в соответствии с выбранными стандартами.
В этой связи менеджеры углеродных фондов обычно сосредоточены на построении прочных отношений с разработчиками проектов с целью проектирования, разработки, администрирования и мониторинга проектов с экологическими решениями, в которые инвестирует фонд. Таким образом, комплексная проверка [due diligence] и документирование партнерства с разработчиками проектов являются ключевыми для того, чтобы углеродный фонд мог производить высококачественные сертифицированные углеродные кредиты для инвесторов. После фазы валидации проект проходит процесс проверки и обзора эффективности [т. е. сертификации], который описывает результаты проекта в измеримых и количественных показателях, отражающих достижение целей в соответствии со стандартами. После этого углеродный кредит является сертифицированным.
Инвесторы получают сертифицированные углеродные кредиты, распределяемые в качестве дивидендов или прироста капитала, на основе эффективности базовых устойчивых инвестиций [перевод, underlying sustainable investment]. Кроме того, широкий спектр базовых экологических проектов [перевод, underlying nature-based projects] обеспечивает диверсификацию портфеля инвесторов.
Несмотря на возможности, предлагаемые углеродными фондами, создание углеродного фонда требует сосредоточения внимания на ключевых факторах, которые отличаются от проблем, с которыми сталкиваются более распространенные типы инвестиционных фондов.
Углеродные фонды действительно сталкиваются с более высоким нормативным риском из-за отрывочных/разбросанных правил для углеродных кредитов и отсутствия гармонизированного набора правил или стандартов для проверки проектов. Например, не следует исключать влияние изменений в углеродных правилах или политике на стоимость и спрос на углеродные кредиты.
Кроме того, следует иметь в виду, что процесс проверки генерируемых углеродных кредитов требует на уровне фонда надежного управления с адекватными методологиями и точными данными, что влечет за собой дополнительные затраты и внутренние ресурсы.
Более того, как и в случае с другими инвестиционными фондами, ориентированными на воздействие и охрану окружающей среды, доходы, получаемые от проектов, подверженных непредвиденным, связанным с климатом и другими экологическими рисками, сталкиваются с проблемой обеспечения постоянства финансовых и нефинансовых показателей инвестиций.
[1] https://www.mckinsey.com/capabilities/sustainability/our-insights/a-blueprint-for-scaling-voluntary-carbon-markets-to-meet-the-climate-challenge
[2] https://www.morganstanley.com/ideas/carbon-offset-market-growth